МКОУ СОШ №11 с.Первомайское
с. Первомайское Ипатовского муниципального округа
  • Функциональная грамотность

    Изображения.

     Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

       Составляющие функциональной грамотности:

      1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

      2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

      3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

      4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

      5. Креативное мышление.

      6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. 

       Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Общая информация:

      В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них - международные. Это TIMSS и  PIRLS для 4-х классов и PISA для 4 -х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.  Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

      Внешние исследования функциональной грамотности: 

                               Исследование  Что проверяет  Какие классы  Когда проходит  Когда ближайшее
     TIMSS Качесто математического и естественно-научного образования  4, 8 классы  Раз в четыре года  2023 г.
     PIRLS Качество чтения и понимания текста  4-е классы  Раз в пять лет  2021 г.
     PISA Все виды грамотности  15-летние школьники  Раз в три года  2021 г.
     Оценка качества образования по модели PISA Качество математического и естественно-научного образования  8, 9 классы  Раз в четыре года  2019 - 2024 гг., в разных регионах в соответствии с графиком

    В национальном проекте "Образование" одной из приоритетных целей является вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.

    Мониторинг формирования функцинальной грамотности - это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов общеобразовательных организаций или регионов.  Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области. Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

      Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

      Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению. Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Приказ от 28 сентября 2023 г.   № 97/2 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 уч. году"

    План мероприятий (дорожная карта) по формированию функциональной грамотности обучающихся

     В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

      1) Электронный банк заданий

      2) Открытые задания:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

     3) Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

     4) Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 - 7 классов

     5) Издательство "Просвещение":  https://media.prosv.ru/fg/

     6) Марафон по функциональной грамотности. Яндекс.Учебник

     7) Вебинары для учителей-предметников по финансовой грамотности

        Банк заданий по финансовой грамотности от издательства "Просвещение"

    •  Электронный банк заданий по финансовой грамотности      ссылка
    •  Электронный банк заданий по математической грамотности     ссылка
    •  Электронный банк заданий по читательской грамотности       ссылка
    •  Электронный банк заданий по естественно-научной грамотности       ссылка
    •  Электронный банк заданий по глобальным компетенциям       ссылка
    •  Электронный банк заданий по креативному мышлению       ссылка
    •  Читательская грамотность. Характеристика и система оценивания         файл
    •  Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим       ссылка

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie